РЕШЕНИЕ ПРАВОВЫХ ВОПРОСОВ,
СВЯЗАННЫХ С ЗЕМЛЁЙ И
НЕДВИЖИМОСТЬЮ

8(495)664-54-53

info@oblzemli.ru

пн-вс 10.00 - 20.00

Признание незаконными отказов администраций

Признание незаконными отказов администраций

Подали заявление на приватизацию земельного участка или недвижимости, но получили отказ? Ситуация распространенная, но не тупиковая. В практике нашей компании достаточно много дел, где заявитель, после десятков отказов и нескольких лет борьбы с чиновниками, добивался желаемого результата. При этом наши юристы строго следуют «букве закона» и достигают решения исключительно законным путем. Желаете завершить-таки борьбу с административным аппаратом и добиться справедливости? Обращайтесь в нашу компанию.


10.12.2016

О признании отказа Администрации города в выдаче схемы границ земельного участка незаконным

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА


Арбитражный суд Московской области рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Дачного некоммерческого партнерства «Ближний»

к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Солнечногорск Московской области о признании незаконным отказа,

третьими лицами для участия в данном гражданском деле были привлечены: : Управление Росреестра по Московской области,

Арбитражным судом Московской области было установлено, что Дачное некоммерческое партнерство «Ближний» обратилось с исковыми требованиями к истцу о признании отказа Администрации города, оформленного письмом от 25 июля 2012 года в выдаче схемы границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Солнечногорск, ул. Путевая, 1. Кроме того, истец просит обязать ответчика утвердить и выдать схему расположения земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу на кадастровом плане или кадастровой карте территории.


Определением Арбитражного суда Московской области от 14. 11. 2012 года произведена замена ненадлежащего ответчика – Администрация города – на надлежащего – Управление градостроительства и архитектуры администрации города.


Определением Арбитражного суда от 06.12 2012 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра.


Истец ДНП «Ближний» в судебном заседании настаивал на своих заявленных требованиях.


Ответчик по заявленным истцом исковым требованиям возразил, указав, что испрашиваемый земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование постановлением администрации для организации зоны для активного отдыха детей на открытом воздухе. Ответчик в судебном заседании настаивал на том, что в настоящее время в отношении земельного участка переданного вышеуказанному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование осуществлен государственный кадастровый учет. Утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка приведет к его вклиниванию в другой земельный участок, оформляемый в муниципальную собственность.


В заседании суда 19 марта 2011 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11 часов 30 минут 25 марта 2013 года, по окончании которого судебное заседание продолжено при участии представителей сторон, участвовавших до перерыва. После перерыва явились лица, участвующие до перерыва.


Стороны поддержали доводы изложенные ранее в предыдущих судебных заседаниях.

Исследовав материалы настоящего гражданского дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Московской области установил следующее.


04 февраля 2011года Дачное некоммерческое товарищество «Ближний» обратилось в департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства с заявлением о предоставлении в арендуна 49 летземельных участков, площадью 92932 кв. и 16102 кв.м. для ведения дачного хозяйства.


Письмом от 19 января 2012 года департамент отказал в предоставлении в аренду земельного участка. Указанный отказ послужил основанием для обращения истца ДНТ «Ближний» в арбитражный суд с исковыми требованиями.


Ранее вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 21.05. 2012 года решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства об отказе ДНП «Ближний» в предоставлении в аренду земельного участка, изложенное в письме от 19 января 2012 года, признано незаконным как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».


Суд обязал Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства в пятнадцатидневный срок повторно рассмотреть заявление Дачного некоммерческого партнерства «Ближний».


Во исполнение вышеуказанного судебного акта департамент направил ответчику – ДНП «Ближний» документы для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории для последующего проведения государственного учета и изготовления кадастрового паспорта земельного участка, для ведения дачного хозяйства.


Письмом от 25 июля 2012 года истцу (ДНТ «Ближний» отказано в утверждении расположения земельного участка. В обоснование отказа указано, что испрашиваемый Дачным некоммерческим товариществом земельный участок представлен муниципальному учреждению «Комплексное развитие земель в постоянное (бессрочное) пользование постановлением Администрации города для организации зоны для активного отдыха детей на открытом воздухе.


Данный земельный участок вошел в перечень земельных участков, сформированный для включения в муниципальный контракт на выполнение работ по уточнению границ и площадей земельных участков для дальнейшего оформления права муниципальной собственности. На основании изложенного, согласно доводов ответчика, утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка не представляется возможным.


Считая действия ответчика незаконными, ДНП «Ближний» обратился в суд с настоящим иском.


Согласночасти 1 статьи 198Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.


Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, урегулирована ст. 34 Земельного кодекса РФ,

Согласно ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренныестатьей 29настоящего Кодекса (далее – уполномоченный орган).


В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.


Часть 4 статьи 34 ЗК РФ устанавливает обязанность органа местного самоуправления на основании указанного впункте 2настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного органа, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.


Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральнымзаконом"О государственном кадастре недвижимости".


Уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному впункте 4настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч. 5 ст. 34 ЗК РФ).


Исходя из изложенного, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, а также корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.


Земельный участок как объект прав возникает после описания его границ в установленном порядке и постановки на государственный кадастровый учет, что, в свою очередь, производится после утверждения схемы его расположения.


Из взаимосвязанных положений земельного законодательства следует, что при рассмотрении обращения о предоставлении земельного участка орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение земельными участками, должен учесть все обстоятельства и возможные основания как для отказа в предоставлении земельного участка, так и для его предоставления, что возможно только после составления и утверждениясхемы расположения испрашиваемого земельного участкана кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.


Статьей 85 ЗК РФ и статьями 8, 18, 23-29 Градостроительного кодекса РФ установлено, что вопросы территориального планирования являются компетенцией органов местного самоуправления. Это же напрямую следует и из положений пункта 4 статьи 34 ЗК РФ.


Поскольку схема размещения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории содержит не только чертеж планировки территории с учётом зонирования территории (п. 4 ст. 34 ЗК РФ), формируется с соблюдением норм отвода земель для конкретных видов деятельности в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (п. 3 ст. 33 ЗК РФ), в том числе с учётом размещения инженерной и транспортной инфраструктуры, планов благоустройства территории города, нахождения участков в непосредственной близости от зданий, строений, сооружений, но и содержит сведения о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, другие места общего пользования, линии связи, объекты инженерных коммуникаций и транспортной инфраструктуры, границы зон объектов капитального строительства с учётом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей, придомовую территорию многоквартирных домов и т.п. сведения, то при отсутствии такой схемы размещения земельных участков на местности орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком не вправе принять окончательное решение по заявлению о предоставлении участка.


Частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложена на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).


Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31октября 2012 года правообладателем учтенного земельного участка площадью 21 185 473 кв.м, является Российская Федерация.


Однако доказательств невозможности утверждения схемы спорного земельного участка в испрашиваемом предпринимателем районе ответчик в нарушение ст. 65, ч. 2 ст. 200 АПК РФ суду не предоставили.


При этом Арбитражный суд Московской области суд исходит из того, что при подаче заявления о предоставлении земельного участка в Департамент границы испрашиваемого земельного участка определяются заявителем условно, а его площадь указывается ориентировочно, а при утверждении схемы расположения этого участка на кадастровом плане соответствующей территории, его площадь и границы могут быть скорректированы органом местного самоуправления, с учетом имеющихся ограничений.


Невозможность формирования земельного участка в границах указанных заявителем, не означает, что этот участок не может быть сформирован в иных, скорректированных границах.


Согласно исковому заявлению истец- ДНП просит суд обязать ответчика утвердить и выдать схему расположения земельного участка, не относящегося к собственности Российской Федерации и входящего в состав неучтенных земельных участков в кадастровом квартале.


Доказательства невозможности формирования указанного земельного участка в указанном заявителем районе для испрашиваемых им целей в материалах дела отсутствуют, ответчиком не представлено.


Доказательств того, что в указанном квартале имеются иные учтенные земельные участки, принадлежащие МКУ «Комплексное развитие земель » или иным лицам на каком-либо вещном праве в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено.


Таким образом,отказ, выраженный в письмеот 25 июля 2012 года не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя.


Согласно пунктам 1.2., 1.3. Положения об управлении градостроительства и архитектуры Администрации Управление градостроительства и архитектуры администрации города является органом администрации города Солнечногорска, осуществляющим управление в области градостроительства и архитектуры.


Управление является юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральнымзаконом от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Пунктом 2.2. Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», утвержденного постановлением администрации, услуга предоставляется в лице управления градостроительства и архитектуры Администрации города.


На основании изложенного, заявленные требования к Управлению градостроительства и архитектуры Администрации города обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.


РЕШЕНО:


Признать незаконным отказ Администрации, изложенный в письме от 25 июля 2012 года, в утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка, для целей не связанных со строительством, как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.


Обязать Администрацию в течении месяца с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть, утвердить и выдать схему расположения земельного участка, на кадастровом плане соответствующей территории для целей не связанных со строительством (для ведения дачного хозяйства).


← Назад к списку новостей